Мусульманские традиции: сохранение и передача

Религиозные традиции

Ученые-Муфтии — Охранители Вероучения

В исламе ученые-муфтии играют важную роль в сохранении и передаче вероучения мусульманской общины. Ученые-муфтии, будучи высокообразованными и знакомыми с основными источниками веры, имеют способность проконсультировать людей по их жизненным вопросам и проблемам согласно учению Корана и пророка Мухаммада (мир ему).

Пророк Мухаммад (мир ему) заявил: «Истина и благодать идут вместе с учеными на путь, ведущий к Раю, а ложь и неправда идут вместе с невежеством на путь, ведущий к аду». Этот хадис показывает, что ученые-муфтии являются наставниками, готовыми направлять людей по пути истины и помогать им держаться далеко от заблуждений.

Ученые-муфтии имеют обязанность исследовать и изучать исламские источники и применять полученное знание к современной жизни. Их роль в сообществе нельзя недооценивать, так как они являются охранителями и защитниками чистоты вероучения.

Как сказано в Коране, «О, вы, в ком исполнено веро, повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланию, и тем из вас, в чьих руках власть, дает широкий образованный и ответственный подход к принятию решений, и тем, кто приводит новых верующих в покорность Аллаху, справедливо с двумя наградами». Этот аят подчеркивает, что ученые-муфтии должны приветствовать и поддерживать образование и знание, чтобы быть способными помогать другим в понимании и исполнении веры.

Сферы мусульманских традиций

Традиции и обычаи мусульман во многом связаны со сферой семьи и быта, и поэтому в Исламе придают большое значение соблюдению всех обрядов, которые касаются таких событий, как свадьбы или похороны.

  • Одна из важнейших религиозных традиций мусульман – это посещение мечети для совершения намаза, то есть молитвы. Всевышний Аллах предписывал поклонение Ему как первостепенное обязательство для всех мусульман. Человек, исповедующий Ислам, должен поклоняться Всевышнему пять раз в течение дня, и лучше, если он будет совершать это в мечети. Но ежедневное посещение мечети не является обязательным условием для мусульманина.
  • Существует день, который традиционно предназначен для посещения мечети – это пятница. При входе в мечеть необходимо снимать обувь. Также у мусульманских женщин есть обычай носить платок и одеваться в соответствии с нормами Шариата к женской мусульманской одежде. Одежда женщин должна прикрывать ноги.
  • Никах является еще одной традицией у мусульман – брак по Исламу только в том случае считают действительным, если для его установления был проведен обряд никаха, то есть религиозный свадебный обряд. Во время такого обряда опекун невесты выдает замуж невесту в присутствии двух свидетелей. Во время никаха желательно огласить те права, которым обладают мужчины и женщины по Исламу, когда вступают в брак. Церемонию никаха традиционно проводят в мечети.
  • Суннат – еще один религиозный обычай мусульман, который предполагает обрезание у мальчиков семилетнего-десятилетнего возраста крайней плоти. Соблюдение такого обычая предписывает Сунна, которая дополняет текст Священной Книг Аллаха Корана и разъясняет его. Суннат является характеристикой религиозно-национальной принадлежности мусульманского мужчины, и этот обряд тесно связан с мусульманской историей.
  • Существует также традиции и обычаи, связанные с похоронами и джаназа-намазом. Своими корнями погребальный исламский обряд уходит еще в доисламские времена, когда умерших было принято хоронить в течение суток после их смерти. Мусульманский обряд над телом умершего предполагает омовение, обмывание, при котором используют камфару и благовония. Погребальная молитва называется Джаназа-намаз. Его читает несколько человек.

Свадебные мусульманские традиции предполагают несколько общих для всех народов элементов, но для каждой страны есть и свои особенные элементы. Поскольку культуры разных мусульманских народов постоянно проходят процесс смешивания, не все мусульманские народы строго соблюдают законы шариата – некоторые из классических законов религии Ислама претерпели сильные изменения с течением времени.

Но именно свадебные обычаи мусульман сохранили максимальное количество основных законов шариата. Это во многом связано с тем, что мусульмане считают, что от того, насколько традиции и обычаи Ислама будут соблюдены при проведении свадебного обряда, зависит, насколько молодожены будут счастливы в будущем как семейная пара.

Мусульманами называют последователей Ислама, мировой религии, по числу приверженцев второй после христианства. Мусульмане проживают в 125 странах мира, самое большое количество исповедующих эту религию, живет в Индонезии. Несмотря на разные страны проживания, всем мусульманам присущи многие общие традиции, отражающие законы Шариата и прописанные в Коране.

Деление

В Российской империи духовенство мусульманское делилось на высшее и низшее. К первым относились муфтий, кази, заседатели высшие мусульманские учреждений, а также ахуны. Муфтий и кази получали казённое содержание. Должности председателей и членов Духовного собрания были пожизненными, помощники Оренбургского муфтия избирались на 3 года. Ахуны, уездные кази и члены губернских духовных меджлисов фактически составляли среднее звено духовенства мусульманского. На низшей ступени иерархии находились хатибы, имамы, муллы, а в округах Оренбургского и Таврического муфтиятов— их помощники (муэдзины). При мечети полагалось наличие хатиба и имама (муллы). Хатиб являлся старшим по чину, читал пятничную молитву (хутбу), однако законодательно это не было закреплено, что порождало недоразумения и споры как среди мулл, так и среди прихожан. Нехватка средств приводила к выполнению хатибами обязанностей имамов и мулл (так, на 1 января 1911 гг. при 5771 приходе Оренбургского собрания имелось 5409 соборных мечетей, при которых несли службу 3946 хатибов, 3696 имамов и 691 мулла; при больших соборных мечетях могли состоять с разрешения губернского руководства до 5 мулл, один из которых был старшим). Помимо религиозных обязанностей, хатибы или имамы осуществляли запись актов гражданского состояния, отчитываясь перед Духовным управлением. Главный доход низшего духовенства мусульманского состоял из закята, садаки и гошера, а также пожертвований в дни Ураза-байрама и Курбан-байрама и платы за отправление религиозных обрядов. Муэдзины, как и муллы, не пользовались большими льготами и не получали казённого содержания, их служба оплачивалась прихожанами, основным источником дохода было личное хозяйство. Иным было положение духовенства мусульманского в Казахстане, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве, находившихся под протекторатом России: в этих регионах его положение регулировалось преимущественно шариатом.

Слайд 10

Рабби Акива жил во II в. н. э. и был одним из самых почитаемых мудрецов в истории иудаизма. Он был великим учёным и добрым человеком. Несмотря на строгий запрет, наложенный римлянами на изучение Священного Писания иудеев, рабби Акива продолжал изучать Тору и наставлять своих учеников. За это римляне казнили его, но рабби Акива проявил стойкость и мужество и умер с молитвой на устах.Вот одна из историй о рабби Акиве.Вышел от Рима указ, запрещающий евреям заниматься изучением Торы.Некий Папус бен Йегуда, видя, как рабби  Акива продолжает по-прежнему устраивать собрания и всенародно преподавать Святое учение, говорит ему:— Раби! Неужели ты не боишься гнева императора?— Папус, — ответил рабби  Акива, — люди считают тебя умным человеком, а рассуждаешь ты не лучше любого глупца. Слушай, скажу тебе притчу:Шла лисица по берегу реки и видит — рыбки мечутся туда-сюда в большой тревоге. И спрашивает лисица:— От кого это вы бежите, рыбки?— Спасаемся, — отвечают они, — от сетей, закинутых в реку, чтоб изловить нас.— Так выходите лучше на берег, — советует лисица, — заживём мы мирно вместе, как жили когда-то мои и ваши предки. Отвечают рыбки:— Про тебя, лисица, говорят, что ты умнейшее из животных, а рассуждаешь ты не лучше любого глупца. Ты рассуди: если в реке, где нам жить назначено, мы очутились в такой опасности, то как же мы решимся выйти на сушу, где верная гибель нас ждёт?Точно так же и я отвечу тебе, Папус: если и теперь, продолжая изучать Тору, в которой залог жизни и долгоденствия нашего, нам приходится трепетать за свою жизнь, то что же будет с нами, когда мы сами откажемся от Святой Торы нашей? 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

(Из книги «Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей».)

3) Вера в пророков и посланников.

Ислам – универсальная
и всеобъемлющая религия.Мусульмане верят во всех пророков, не только в пророка
Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но и в еврейских пророков,
включая Авраама и Моисея, а также пророков Нового Завета: Иисуса, Иоанна
Крестителя и так далее.Ислам учит, что Бог посылал пророков не только
евреям или христианам, напротив, Он посылал пророков ко всем народам в мире с
одним основным посланием: поклоняйтесь одному Богу.Мусульманин
должен верить во всех пророков, посланных Богом и упомянутых в Коране, не делая
никаких различий между ними.Мухаммад был послан с заключительным откровением и
после него уже не будет пророков.Его послание заключительно, и через него Бог
закончил низведение своего откровения человечеству.

Слайд 18

Практика повторения священных формул существует во многих религиях: в православной традиции, в индуизме, у китайских и японских буддистов. В исламе эта медитативная практика получила наибольшее распространение в суфизме — мистическом исламском течении. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра верующий может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу и контролировать своё дыхание. Зикр помогает молящимся постоянно помнить о Боге и проникать в сферу Божественных тайн.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В суфийских текстах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук. Во время коллективного зикра приняты кружения. Зикр (араб. «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха.

Индивидуальный зикр

2) Молитва (намаз, ас-салят).

Пять раз в день
мусульмане совершают молитвы: на рассвете, в полдень,в предвечернее
время, на закате и ночью.Это помогает верующимпомнить о Боге, несмотря
на напряжение работы и заботу о семье.Молитва восстанавливает духовное равновесие
человека, укрепляет чувство связи с Богом, помогает взглянуть на мирские заботы
через призму веры в Судный День и загробную жизнь.Молитва
мусульманина включает в себя такие действия как: стояние, поясные поклоны,
коленопреклонения, земные поклоны с прикосновением к полу лбом и лицом, а также
сидение.Молитва – средство поддержания связи между Богом и Его
созданием.Она включает чтение Корана, слова восхваления Бога, мольбы
о прощении и слова обращений за помощью к Всевышнему.Молитва –
это выражение покорности Богу, смирения перед Ним и проявления любви к Нему.Молитвы
можно проводить в любом чистом месте, совершать их в одиночку и коллективно, в
мечети и дома, на работе или на дороге, в помещении или вне его.Предпочтительнее
всего молиться совместно, как будто мусульмане – это одно тело, объединенное в
поклонении Богу, демонстрируя дисциплину, братство, равенство и единство.Во время
молитвы мусульмане поворачиваются лицом к Мекке, святому городу, расположенному
вокруг Каабы – Дома Бога, построенного пророком Авраамом и его сыном Исмаилом.

Ислам в фокусе: вопросы и ответы для активного погружения

Кто такие духовные наставники и почему они важны для верующих?
Духовные наставники, или менторы, являются духовными лидерами и учителями, которые предоставляют руководство и поддержку верующим. Они играют важную роль в руководстве и направлении верующих на пути исламской веры. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Действительно, я оставил среди вас то, что, если вы придерживаетесь его, вы никогда не заблудитесь: книгу Аллаха (Коран) и мои собственные советы» (Сахихэйн, Бухари 3228 и Муслим 844). Этими советами, пророк указал на то, что следование исламским учениям и руководство духовного наставника являются ключевыми для достижения праведности и близости к Аллаху.
Как выбрать духовного наставника?
Выбор духовного наставника является важным и личным решением каждого верующего. Один из критериев выбора — знание и понимание исламских наук. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «На всякого человека подходит друг его». Это означает, что человек должен выбирать наставника, с которым у него есть химия и кто может понять его потребности и ассоциироваться с ним

Также важно учесть их духовную преданность и практику. Наконец, советы и указания, которые они предлагают, должны основываться на Коране и сунне пророка Мухаммада (мир ему).
Какие преимущества от выбора духовного наставника?
Выбор духовного наставника позволяет верующему получить руководство и помощь в их духовном развитии

Если верующий следует советам и наставлениям своего наставника, то он может углубиться в понимание исламской веры и укрепить свою связь с Аллахом. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Наставник — глаз для слепец и руководить вас в тьме, так же, как звезды ведут корабль в ночи» (Сунан Абу Дауд 4944). Это означает, что духовный наставник является источником света и направления для тех, кто ищет праведный путь.
Какая роль духовных наставников в жизни верующих?
В исламе, духовные наставники играют важную роль в жизни верующих. Они являются источником руководства и мудрости, помогая верующим наладить связь с Аллахом и следовать праведному пути

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Данная религия основывается на наставниках, поэтому обратите внимание на кого следуете». (Аль-Тирмидхи)

Содержимое

Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы

Ураза 2024: Дата начала и окончания в России — важная информация для мусульман

Дух Истины, который будет свидетельствовать: изучаем указания Корана и советы пророка Мухаммада

4) Вера в Священные Писания.

Мусульмане верят, что
Бог ниспослал человечеству божественные Писания через своих пророков.Среди них – Свитки
Авраама, Тора Моисея, Псалмы Давида, Евангелие Иисуса Христа.Все эти
книги имели один и тот же источник (они ниспосланы от Бога), несли в себе одинаковое
послание и были ниспосланы на самом деле.Но это не означает, что они были действительно
сохранены.Мусульмане (как и многие другие еврейские и христианские
ученые и историки) находят, что писания, существующие сегодня, – это не те оригинальные
Священные Писания, которые были ниспосланы от Бога, ибо впоследствии они были фактически
утеряны, изменены либо многократно переведены, утратив свой первоначальный
смысл.

Так же, как христиане
рассматривают Новый Завет как продолжение и завершение Ветхого Завета,
мусульмане знают, что пророк Мухаммад получил откровение от Бога через
архангела Гавриила, дабы исправить ошибки, сделанные людьми, изменившими
Священные Писания и вероубеждения иудаизма, христианства и всех остальных
религий.Это откровение – Коран, низведённый на арабском языке,
сохранившийся и по сей день в своем первоначальном виде.Коран –
руководство человечеству во всех проявлениях жизни: духовном, индивидуальном и
коллективном.Коран содержит руководство для жизни, приводит истории и
притчи, дает знания о Боге и его качествах, рассказывает о наилучших правилах
жизни в обществе.Коран – наставление для каждого человека, в любом месте и
на все времена.Миллионы людей и сегодня помнят Коран наизусть. Кроме того,
все копии Корана, как изданные недавно, так и переписанные давным-давно, абсолютно
идентичны друг другу.Всевышний обещал, что Он будет охранять Коран от
изменений до конца Света, поэтому Его Наставление ясно людям и послание всех
пророков доступно для тех, кто ищет его.

Ислам традиции религии: 5 столпов ислама кратко

Чтобы уберечь людей от злых помыслов, греховных поступков и заблуждений, испытать силу и крепость их веры, Всевышним были определены для всех мусульман пять религиозных обязанностей — пять столпов ислама.

К религиозным традициям ислама относят:

  • свидетельство веры (шахада);
  • ежедневный пятикратный намаз;
  • соблюдения поста в Рамадан;
  • ежегодную выплату закята;
  • совершение паломничества в Мекку.

Шахада (свидетельство веры). Исповедание ислама — признание единства Создателя и пророческой миссии Мухаммада — не может быть формальным. Произнесение сакральной фразы шахады должно быть подкреплено искренним душевным намерением и убежденностью. Однажды приняв ислам, невозможно перестать быть мусульманином, отречься от веры.

Намаз (ритуальная молитва). Ежедневно, пять раз, истинно верующие мусульмане совершают обязательный намаз — чтение канонических молитв. Утреннюю называют фаджр, дневную — зухр, предвечернюю — ’аср, вечернюю — магриб, ночную — ’иша.

Пятничный полуденный намаз. Эту особую совместную молитву — джума намаз — приверженцы ислама совершают каждую пятницу в главных мечетях. Совместное пятничное богослужение сопровождается проповедью.

Соблюдение поста Рамадан. В течение 30 дней накануне Ураза Байрам — важного исламского праздника, посвященного ниспосланию Пророку первого из откровений Корана — мусульманам предписано воздержание от пищи, воды, супружеских сношений в светлое время суток

Обязательная милостыня, или закят. Ежегодный закят-аль-фитр в пользу малоимущих и прочих нуждающихся выплачивают до наступления Ураза Байрам все мусульмане, имеющие достаточно средств. Размер милостыни определен шариатом — 1/40 часть от годового дохода семьи. Поощряются и добровольные пожертвования в другие дни года.

Паломничество, или хадж. Каждому исповедующему ислам предписано хотя бы единожды в жизни совершить паломничество в Мекку. Совершают священный хадж в период с седьмого по десятый дни месяца Зуль-хиджа.

Лама (буддийский монах)

Лама (тибет., буквально — высший), буддийский монах в странах, где распространён ламаизм. Термин появился в 8 в. в связи с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины. Первоначально Л. в Тибете именовались только монахи, получившие высшую учёную степень и право быть учителем. Позднее в Тибете и др. странах распространения ламаизма Л. стали называть всякое лицо, принявшее монашеский обет.

ИУДАИЗМ

Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב‎, рав; идиш רבֿ, рoв/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин).

Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень — ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи (даяним) Высшего апелляционного суда, затем — даяним региональныхбатей-дин, многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом, за миквамии т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.

Раввин, иллюстрация Татьяны Дорониной.

раввин во время молитвы

27.08.2013

Имамы — Видные Религиозные Лидеры

Основываясь на Коране и сунне, имамы имеют авторитет и знания, чтобы руководить мусульманским сообществом. Пророк Мухаммад (мир ему) говорит: «Имам — Пастырь, и он несет ответственность за свою стадию» (Ат-Тирмизи, 2140). Это свидетельствует о том, что имамы обладают особой ответственностью перед Богом и перед верующими.

  • Они обучают истинным принципам Ислама и поясняют их мусульманам, используя сунну Пророка Мухаммада (мир ему) и его наставления. Пророк говорит: «Имамы — наследники пророков, и они являются образцом для их народа» (Ат-Тирмизи, 4640). Таким образом, имамы служат примером верности Богу и добродетели для своих последователей.
  • Имамы также оказывают моральную поддержку мусульманам во время жизненных трудностей. Согласно Корану, они воздвигают надежду и веру в сердцах верующих. В одном хадисе говорится: «Имам — Калам (представитель) Бога, посредник между Ним и Его людьми» (Абу Давуд, 5262). Таким образом, имамы помогают людям обратиться к Богу и найти утешение в их молитвах и посредничестве перед Богом.

Учитывая их роль в общине, имамы должны быть мудрыми и разумными лидерами, способными слушать и понимать потребности и проблемы своих прихожан. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Имам должен быть справедливым и справедливым» (Муслим, 13). Это подразумевает, что имамы должны быть справедливыми и благоразумными в своих решениях, чтобы поддерживать мир и порядок в общине.

Имамы важны для сохранения и передачи религиозных традиций Ислама. Их роль в обучении, руководстве и вдохновении мусульманского сообщества позволяет им оставаться видными религиозными лидерами и олицетворять исламские ценности и этические принципы.

Регламентация государством

В 1765 г. императрица Екатерина II выпустила Указ о даровании «милостей» духовенству мусульманскому, предоставив ему льготы. После учреждения Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания в 1788 г.  (в 1831 г. в городе Симферополь— Таврического, в 1872 г. в городе  Тифлис Закавказских (шиитского и суннитского) Духовных управлений мусульман) порядок назначения духовенству мусульманскому на большей части территории России был в большей или меньшей мере регламентирован уже на основе светского законодательства, учитывавшего некоторые важные шариатские нормы, а также местные обычаи и традиции. Избираемые местным населением духовные лица должны были подвергаться со стороны государственных структур проверке их богословской подготовки и политической благонадёжности и утверждаться в должности. По её итогам присуждались духовные звания, что удостоверялось особыми свидетельствами, в которых указывалось также педагогическое звание. Затем документы поступали на утверждение в губернское правление

Здесь основное внимание обращалось на политическую лояльность. При отсутствии каких либо компрометирующих сведений выдавался именной императорский указ о назначении на должность

Такой порядок установился не сразу — некоторое время действовали и «безуказные» муллы.

Особенности

В исламе, в отличие от других мировых религий, нет особого духовного сословия, обладающего божественной благодатью, как нет и института церкви, служащего посредником между верующими и Богом (лишь в шиизме признаётся особая связь «людей веры» с божеством и имеется более чёткая иерархия служителей культа). Считается также, что любой совершеннолетний мусульманин, обладающий определенными знаниями и нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мусульманского общества без специальной процедуры посвящения в сан, не приобретая при этом никаких социальных привилегий. Такой порядок преобладал среди мусульман Урало-Поволжского региона, Крыма, Кавказа, Казахстана, Средней Азии до присоединения этих территорий к России. С проникновением и утверждением российской государственности выборность духовных руководителей, прежде всего средних и низших звеньев, среди татар, башкир, азербайджанцев, казахов, узбеков сохранилась, однако власти стремились поставить эту процедуру под свой контроль.

Христианство

Православие

Церковная иерархия.

  Три степени священной иерархии — дьяконство, пресвитерство и епископство, — появившиеся в Церкви, оставались неизменными и в 4 в.  Кроме научной подготовки к занятию той или другой иерархической степени, Церковь требовала еще, чтобы лица, избираемые на священнослужение, имели определенный возраст. Так, она установила — в иподьякона поставлять не прежде 20 лет, в дьякона не прежде 25 лет, в пресвитера не прежде 30. В церковных канонах, хотя не говорится о возрасте для епископского сана, но замечается, что удостаиваемый епископского сана должен предварительно пройти служение чтеца, дьякона, пресвитера и в не слишком короткое время, следовательно, должен иметь не менее 40 лет или, по крайней мере, 35, в соответствии с промежутком лет от дьяконства до пресвитерства. Назначая зрелый возраст для принимающих священство, Церковь желала допускать до священнослужения лиц возмужавших, отличающихся зрелостью мыслей, опытностью рассудка и твердостью воли.  

Иерархические степени

Белое духовенство (женатое или в целибате)

Черное духовенство

(монашествующее)

III

Епископат

(архиерейство)

патриарх

митрополит

архиепископ

епископ

II

Пресвитерство

(иерейство)

протопресвитер

протоиерей

иерей

(пресвитер, священник)

архимандрит

игумен

иеромонах

I

Дьяконат

протодьякон

дьякон

архидьякон

иеродьякон

ДЬЯКОНАТ (ДИАКОНАТ)– низшая степень церковной православной иерархии, включающая в себя 1) дьякона и протодьякона (представителей «белого духовенства») и 2) иеродьякона и архидьякона (представителей «черного духовенства». См. Дьякон, Иерархия.  

Rate article